Toyota
31 марта 2015 года, в рамках пресс-тура на завод Тойота в Санкт-Петербурге, руководство ООО «Тойота Мотор», в лице управляющего директора по производству Ёсинори Мацунага и вице-президента Фумитака Кавасима, озвучили ведущим деловым и автомобильным СМИ планы по дальнейшему развитию локального производства Тойота в Санкт-Петербурге.
По словам господина Мацунага, кумулятивный объем инвестиций с момента открытия завода до конца 2015 года составит 16 млрд рублей.
Работа завода Тойота в Санкт-Петербурге, как и любого другого предприятия компании в мире, организована в соответствии с глобальными принципами всемирно известной Производственной системы Тойота. Интегрированная социально-техническая производственная система позволяет добиваться стабильно высокого качества продукции и оптимизации издержек. Производственная система Тойота — это своеобразный «сплав» философии компании и практики. В ее основе — принцип Kaizen, то есть непрерывное совершенствование всех процессов. В процесс постоянных улучшений вовлечены все — от рабочих конвейерной линии до топ-менеджеров и даже поставщиков.
ИСТОРИЯ ЗАВОДА ТОЙОТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Первый камень в фундамент завода Тойота в промышленной зоне Шушары в Санкт-Петербурге был заложен 14 июня 2005 года. Торжественная церемония открытия состоялась 21 декабря 2007 года. В тот же день на предприятии было запущено производство седана бизнес-класса Toyota Camry. С самого начала работы на предприятии было организовано производство полного цикла, включающее сварку кузова, окраску и сборку автомобилей Toyota Camry.
С 2008 года объем производства завода Тойота в Санкт-Петербурге постепенно рос. В 2008 году с конвейера сошло 6 393 седана Toyota Camry. К 2010 году объем производства вырос более чем в два раза — до 15 892 единиц. В 2012 году объем производства Toyota Camry составил 28 141 единицу. В 2014 году завод выпустил 36 612 престижных седанов D/E-класса. В целом, с момента открытия завода с его конвейера сошло около 150 000 автомобилей Toyota Camry.
C 2010 года все автомобили Toyota Camry, реализуемые в России, производятся локально. Помимо этого, завод осуществляет поставки и в другие страны: Белоруссию и Казахстан.
В 2011 году в России стартовало производство седьмого поколения Toyota Camry.
3 сентября 2012 года завод Тойота в Санкт-Петербурге приступил к работе в 2 смены. Для перехода на двухсменный режим работы на предприятии было создано 600 новых рабочих мест.
В 2014 году на территории завода Тойота в Санкт-Петербурге были открыты новые производственные площади для компании Toyota Boshoku — поставщика сидений и обшивки дверей.
В ноябре 2014 года на заводе Тойота в Санкт-Петербурге состоялось одновременно два значительных события, ставших важными вехами в истории компании в России. На предприятии было запущено производство новой Toyota Camry с бензиновыми двигателями объемом 2.5 и 3.5 литра и введены в эксплуатацию 2 новых производственных цеха. Запуск двух новых цехов — штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей — стал возможен благодаря дополнительным инвестициям в размере 2.7 млрд рублей. После их открытия в 2014 году уровень локализации производства достиг 30%.
10 марта 2015 года на заводе Тойота в Санкт-Петербурге началось производство обновленной Toyota Camry с абсолютно новым двигателем объемом 2.0 л в сочетании с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Все автомобили, произведенные на заводе в Санкт-Петербурге, соответствуют «ДНК» бренда Toyota и отличаются качеством, надежностью и долговечностью.
Завод Тойота в Санкт-Петербурге следует стандартам качества, единым для всех заводов компании в мире. Каждая операция производственного процесса выполняется строго в соответствии с инструкцией.
Технология производства обеспечивает «качество, встроенное в процесс» — принцип, при котором на каждый последующий этап передается только качественный продукт. В дополнение к этому, контроль качества осуществляется в каждом цехе. 100% готовых автомобилей проходят инспекцию качества.
Частью системы обеспечения качества является обучение каждого сотрудника и тщательный контроль навыков, а также вовлечение сотрудников в процесс повышения качества продукции. В случае малейшего затруднения или нестандартной ситуации сотрудник обращается за помощью к бригадиру и может остановить конвейер при помощи сигнальной системы Andon, что дает возможность сразу решить проблему и предотвратить ее передачу на следующий производственный этап.
РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА
Развитие сотрудников — один из приоритетов компании Тойота по всему миру и на заводе в Санкт-Петербурге.
Каждый новый сотрудник проходит интенсивное обучение, осваивает фундаментальные навыки, необходимые для производства автомобилей, а также постигает особенности работы на конвейере под контролем руководителя. Помимо обучения на предприятии, сотрудники завода в Санкт-Петербурге постоянно проходят обучение за рубежом, осваивая практики Тойота на других заводах в Японии и Европе.
Неотъемлемой частью развития персонала является вовлечение сотрудников в процесс оптимизации производства и повышения качества. В этой деятельности принимают участие все производственные сотрудники завода, каждый из которых делает не менее одного предложения в месяц, направленного на повышение качества продукции. Все предложения оцениваются руководством, и за год внедряется несколько десятков тысяч таких улучшений.
На предприятии действуют «Кружки контроля качества» — группы сотрудников, предлагающие улучшения своего рабочего процесса. Эта деятельность, которая осуществляется на заводах Тойота по всему миру, — еще один способ развития сотрудников и командной работы, направленный на обеспечение высокого качества в каждом процессе. Лучшие кружки завода регулярно ездят на международные конференции в Японию и Европу, чтобы поделиться своими предложениями с коллегами на других заводах Тойота. Количество участников «Кружков контроля качества» растет с каждым годом, и в 2014 году в этой деятельности принял участие практически каждый сотрудник завода Тойота в Санкт-Петербурге.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА
В ближайших планах предприятия — повышение автоматизации цеха сварки. Ввод новой роботизированной линии сварки кузова, установка которой ведется в настоящее время, планируется в августе 2015 года.
К концу 2015 года проектная производственная мощность предприятия будет увеличена с текущих 50 тысяч до 100 тысяч автомобилей в год. В 2016 году на заводе начнется производство второй модели — автомобиля Toyota RAV4. Объем инвестиций, предназначенных для реализации этих планов, — 5,9 млрд рублей. Запуск производства кроссовера Toyota RAV4 в 2016 году позволит создать на заводе в Санкт-Петербурге около 800 новых рабочих мест.
Российский рынок остается для компании Тойота одним из самых приоритетных в мире (№ 10 по объемам продаж автомобилей Toyota на глобальном уровне). Даже несмотря на нестабильную рыночную ситуацию, Тойота не отказывается от запланированных ранее инвестиций в развитие локального производства.